Вячеслав Васильевич вел замкнутый образ жизни, потому что дружить ему было уже не с кем. Лучший друг и любимый режиссер Станислав Ростоцкий (он снял Тихонова во многих своих фильмах), близкие товарищи-коллеги Юрий Никулин, Николай Крючков умерли. А новых друзей в пожилом возрасте найти трудно. Тихонов жил в благодатном месте – в Николиной Горе. Здесь он отстроил дом из красного кирпича – точно такой же, как у Штирлица в фильме. Когда были живы друзья, он частенько и с удовольствием выбирался с ними на рыбалку. Его сопровождала собачка Степка – беспородную дворнягу подбросили Тихонову еще щенком. Но около года назад с четвероногим другом случилась беда. Песик пропал, а через некоторое время кто-то подкинул Вячеславу Васильевичу его ошейник. В одиночестве актер перестал вовсе выходить из дома. Коротал дни перед телевизором, потихоньку попивал. Частенько пересматривал свои работы в кино. Тихонов никак не мог смириться с тем, что жизнь подходит к концу.
Грустно, но даже всплакнуть у гроба Тихонова было некому. К концу жизни у него было только два близких человека – жена Тамара и дочь Анна. Эти две женщины и составляли все тихоновское счастье и все его наказание. Мало кто знает, что герой на экране, красавец-мужчина, самодостаточный и самостоятельный, в обычной жизни Тихонов был очень мягким и беспомощным человеком. Именно эта его «бесхарактерность» в свое время оттолкнула от него Нонну Мордюкову – его первую супругу. Донская казачка Мордюкова сама была женщиной горячего нрава и просто вила из него веревки, пыталась расшевелить. Терпение Тихонова кончилось только тогда, когда он застукал жену Нонну с любовником. И когда Тихонов хлопнул дверью, Мордюкова даже обрадовалась: «Ну наконец-то хоть какая-то эмоция!» Их сыну Володе тогда было 13 лет, и несмотря на расставание родителей, он получил полноценную любовь обоих родителей. Правда, она не спасла его от трагической гибели.
С 18 лет Володя Тихонов пристрастился к наркотикам. Чтобы избавить сына от пагубной привычки, и Тихонов, и Мордюкова все время протежировали парня на разные роли. Володя противился, но играл. Вскоре Володя влюбился в актрису Наталью Варлей, увидев ее блистательную игру в «Кавказской пленнице», они поженились и родили Тихонову внука Василия. Но вскоре развелись...
Когда Вячеславу Тихонову было уже 40 лет, он женился второй раз. Его избранницей стала 25-летняя учительница Тамара. Они познакомились во время работы над французским фильмом «Мужчина и женщина», где актер озвучивал роль главного героя, а Тамара Ивановна – в то время преподаватель французского в Институте международных отношений – помогала с переводом. Девушка была замужем, но ради Вячеслава рассталась с супругом. Вскоре в новой семье родилась дочь Аня.
В отличие от яркой и порой излишне эмоциональной Нонны Мордюковой, Тамара была под стать Тихонову – такая же сдержанная и молчаливая. Однако именно эта неприметная женщина умудрялась много лет держать мужа под жестким контролем. С ней Тихонов согласовывал все свои роли, отчитывался о каждой сцене с любовным намеком. Тамара Тихонова была буквально одержима ревностью! Возможно, из-за непростых отношений с женой с возрастом Вячеслав Васильевич стал все меньше сниматься. А потом перестал совсем. В старости ревность жены стала патологической. Тамара Ивановна буквально «дежурила» на телефоне. Если Тихонова спрашивал женский голос, устраивала истерику. Больше всего доставалось от Тамары Тихоновой молодым журналисткам.
– Вячеслав Васильевич очень любил общаться с молодежью, – рассказывает «потерпевшая» – журналистка Анна Вершинина. – Ему нравилось делиться своим опытом. Да и кокетничать с юными девами он любил. Один раз, когда я договаривалась с Тихоновым по телефону об интервью, Тамара Ивановна выхватила у него из рук трубку и заорала: «Я знаю, это твоя любовница!!!» Это же смешно! Тихонову было 80 лет.
– Я помню, как все удивились, что Тихонова не было на похоронах у Нонны, – говорит сестра Нонны Мордюковой Наталья. – Я еще тогда подумала – Бог ему судья. Но потом вспомнила про его безумную Тамару. Наверняка это она его не пустила. Потому что сам Слава Нонночку уважал, да и не чужими людьми были все-таки. А жена его даже по телефону запрещала им общаться.
Тамара Ивановна так измучила Тихонова своей ревностью, что в конце концов супруги поделили дом пополам и так жили до самой смерти Тихонова: в одной половине Вячеслав Васильевич, в другой – Тамара. Вячеслав Васильевич перестал носить обручальное кольцо, а Тамара Ивановна говорила, что Тихонов испортил ей жизнь. Чтобы успокоить нервы, она начала крепко пить и несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством. Дочь Тихонова Аня жила в московской квартире родителей, но чтобы контролировать мать, стала часто наведываться в Подмосковье. Тихонов был счастлив – так он мог видеть своих крошечных внучат – двойняшек Славика и Гошу.
Говорили, что Вячеславу Васильевичу даже с сыном Володей от первого брака приходилось встречаться украдкой в гараже. Когда же Володя умер от передозировки наркотиков (ему было всего 40 лет), Тихонов попытался помогать второй жене сына и своему внуку. Но жена и дочь актера быстро пресекли его благородный порыв и запретили общаться с «бывшими» родственниками.
Наступил момент, когда стало понятно – на актере Тихонове можно хорошо заработать. Анна с мужем организовали небольшую киностудию, где стали снимать фильмы с участием Вячеслава Васильевича. Анна вела дела отца, отказывая всем кинокомпаниям и телеканалам в интервью. К 80-летнему юбилею отца она подпустила к нему только один канал – «Первый», и то за огромный гонорар. Константин Эрнст лично из своего кармана заплатил за съемки 15 тысяч долларов! Естественно, ни копейки из этих денег Тихонов не получил. На тот же юбилей спонсоры праздничного вечера в Доме кино подарили великому актеру шикарный автомобиль. Но и на нем он ни разу не прокатился. Аня развернула хороший бизнес на имени отца. На эти деньги она содержит семью и откачивает от запоев маму. А что до желаний самого Вячеслава Васильевича, то с ними мало кто считался. Воля умершего так и не была исполнена. Во-первых, Тихонов был против отпевания в храме. Но Анна Тихонова отчаянно выбивала посмертные почести отцу – и Тихонова отпевали аж в храме Христа Спасителя. Ну, ведь не хуже он Зыкиной и Ростроповича! Было нарушено и еще одно желание усопшего. Вячеслав Васильевич собственноручно написал в завещании, что хочет быть похоронен в одной могиле с сыном Володей на Кунцевском кладбище. Там же покоится его первая супруга Нонна Мордюкова. Но и здесь ревнивые дочь и жена поступили как им было угодно. Тело Тихонова предали земле на Новодевичьем кладбище, рядом с Олегом Янковским. Тут же, по соседству, Тамара Тихонова выкупила место и для своей будущей могилы. Только в одном был счастлив великий Тихонов – за пару лет до смерти Вячеслав Васильевич снова обрел смысл жизни. После 50 лет разлуки он нашел свою первую любовь Юлю.
Это было еще на малой родине Тихонова – в Павловском Посаде. Десятиклассник Слава влюбился в девятиклашку Юлю Российскую на танцах. Молодые даже собирались пожениться, но Тихонов уехал на учебу в Москву. Уже будучи женатым на Мордюковой, он часто мотался в Павловский Посад к Юле.
– Он мучил меня ужасно, – вспоминает сейчас Юлия. – Я знала, что у него в Москве беременная Мордюкова, а он ко мне ластится. И жалко его было, и сама терзалась.
Постепенно жизнь их развела. Но Тихонов не мог забыть эту девушку всю жизнь. В пожилом возрасте он пытался ее отыскать сам, но тщетно. Тогда он обратился к мужу дочери Николаю. Юлия Российская прекрасно помнит тот вечер, когда раздался звонок и в трубке прозвучал такой знакомый и родной голос: «Юля, это я, Слава». Они обрели друг друга почти через 50 лет разлуки. Конечно, Тихонов общался с ней украдкой. И звонил, только когда жены не было дома. Но эти разговоры были для него отдушиной. В 81 год Тихонов понял, что всю жизнь любил только ее, ту девочку из прошлого. Они с Юлией все собирались встретиться, но то у одного болячки, то – у другого.
Так и не успели повидаться.