Следующий, главный этап матриархата СССР, начался с 1955 года, об этом сказано далее.
Характеристика матриархата в СССР, его признаки
Влияние свободы абортов на положение в советской семье
Расцвет матриархата в СССР пришёлся на 1955 - 1990 годы. Начало его ознаменовалось принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1955 г. "Об отмене запрещения абортов", который "оградил женщину от вреда, наносимого ей внебольничными абортами, и предоставил женщине возможность самой решать вопросы материнства" (так оценивает Указ книга "Здоровье женщины" под редакцией проф. О.В.Макеевой, издательство "Медицина", Москва, 1964). Указ вводил свободные аборты, проводимые по желанию женщины исключительно в медицинских учреждениях. Это привело к улучшению условий проведения абортов, снижению рисков для здоровья женщины при их проведении, вывело их из подполья, хотя не полностью. Другими последствиями Указа были значительный рост уровня абортов (по статистике в 1959 г. достиг в среднем 4 абортов на 1 женщину репродуктивного возраста, учитывая только аборты, зарегистрированные Минздравом) и ущемление репродуктивных прав мужчин-мужей, влияние которых на процесс принятия решений о количестве детей в семье значительно ослабло. Решающее слово в вопросе планирования семьи теперь принадлежало жене, мнение мужа не требовалось. Это изменило роли полов в семье, что не могло не вызвать последствия для общества в целом. Свобода абортов по желанию женщины освободила женщину, раскрепостила её как индивидуума. Теперь женщины могли не бояться последствий своего вольного поведения с мужиками - всё будет шито-крыто и возиться с детьми не придётся, а также не придётся давать объяснения родственникам и мужу, откуда начал расти живот у школьницы или у жены, когда муж был в длительной командировке или вследствие ссор не жил с женой половой жизнью уже несколько месяцев. Таким образом утвердился один из фундаментальных признаков матриархата - свободный групповой брак. Не случайно женщины очень ценят свободу абортов и всячески отстаивают её.
Представления о том, что до указа 1955 г. аборты были полностью запрещены, не соответствуют действительности. Постановлением ЦИК и СНК от 27 июня 1936 года «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» аборты были ограничены. Аборт допускался в случаях, когда продолжение беременности представляло угрозу жизни или грозило тяжелым ущербом здоровью беременной женщины, или при наличии передающихся по наследству тяжелых заболеваний родителей. Насколько серьёзными были ограничения можно узнать из повести С.Каледина "Коридор", наполненной редкими сведениями о повседневной жизни, выдающими глубокое знакомство автора с реалиями советского общества 1930-40-х годов.
"Зимой Люсю затошнило, а когда "неукротимая рвота беременных", как для внушительности называла токсикоз Липа, прекратилась, с Финляндией был заключён мир... Виновником Люсиного состояния оказался её однокурсник Лева Цыпин... Состояние Люси давало основание для законного аборта, но Липа категорически запретила дочери даже говорить об этом: первый аборт, последующее бесплодие..."
Как можно понять, уже одна рвота, которая бывает у многих беременных, могла быть основанием для законного аборта. В 1955 году аборт всего лишь стал совершенно не контролируемым никем, кроме самой женщины. Он стал рассматриваться таким же личным делом пациентки, как, например, удаление зуба в кабинете стоматолога или поход в парикмахерскую для завивки новой причёски. Это качественно изменило ситуацию. Вернее, проявило её. Маски были сброшены.
Одним из следствий Указа неизбежно становилось дальнейшее ослабление связи между мужем и женой в и без того слабой советской семье, указ нанёс удар по институту семьи в целом. Закон об абортах обнажил безмерное лицемерие государства, цену его беспредельной заботе об охране детства. В семьях со слабым отцом, а такими стали все славянские семьи, мальчик вырастал не таким, каким мог бы быть в семье с авторитетным отцом-главой семьи. В обществе начались жалобы, что "мужчины теперь не те". Распространилось такое явление как подкаблучник. Мужчины феминизировались, то есть лишались своих половых особенностей, делались похожими на женщин и удобными для женщин. На славянских мужчин, вполне обоснованно, стали свысока смотреть мужчины кавказских народов, которые не подчинялись и сохраняли своё традиционное и естественное положение несмотря на атаки советского государства.
В проблеме абортов видна противоположность интересов матери и ребёнка. Видна также противоположность между беременной женщиной и всеми, кто ранее мог препятствовать аборту (муж, родственники, общественность), иначе государству не пришлось бы принимать специальный закон, отменявший прежние ограничения для женщины и обуславливавший аборт только желанием женщины его сделать. В этом конфликте, затрагивающем напрямую женщину, её мужа (его репродуктивное здоровье, смысл его существования в семье - ребёнок ведь и его) - господствует несомненно женщина, своим единоличным решением об аборте определяя судьбу как мужа, так и ребёнка, и указывая на их подчинённое место. Ребёнок также считается её безраздельной собственностью - она может принять решение о его жизни и смерти, не спрашивая ничьего мнения. Всё это - явные, серьёзные признаки матриархата, то есть власти женщины. Поскольку такую власть женщине вручило государство своим законом, государство отражает интересы матриархата и является матриархальным.
Женщина в семье определяла количество детей, которое в семье будет (обычно 1-2), муж влияния в этом вопросе также не имел (не только вследствие авторитета женщины в семье, но и элементарно вследствие того же аборта). Можно сказать, что женщина планировала семью, "регулировала размер семьи", по выражению Е.А.Садвокасовой, а мужчина из процесса этого планирования был исключён, имел в лучшем случае право совещательного голоса (по усмотрению супруги) и был исполнителем. Законы СССР о семье прямо принуждали мужчину заботиться о семье, требовали его ответственности перед семьёй. И если это семья, где основные решения принимает жена, то такие требования государства становились просто требованиями быть усердным исполнителем.
Вполне понятно, что институт абортов, в особенности свободных абортов по выбору одного из полов, имеет огромное влияние на жизнь общества. Несмотря на это, аборты считались (и до сих пор считаются) всего лишь медицинским вопросом, вопросом охраны здоровья женщины и не более того. Напрасно было бы искать упоминание об абортах в Семейном кодексе. Аборты регулируются скромными малоизвестными документами - медицинскими инструкциями, несколькими строчками в законе об основах законодательства об охране здоровья... Но не во всех странах делают вид, что аборты - не слишком значительный вопрос. В некоторых западно-европейских странах вопросы абортов решаются на общенародных референдумах. Так в Испании в 1999 году народ на референдуме провалил попытки властей ввести в стране свободу абортов. В скором времени в Испании опять будет проводиться референдум по этому вопросу.
***
Женщина в советской семье определяла и другие вопросы семейной жизни - от рациона питания до покупки нового гарнитура. Это знают все, кто жил в СССР. В Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом в начале 1960х, подчеркивалась необходимость полностью устранить остатки неравного положения женщины в быту. В чём заключалось это неравенство, партия не уточняла, потому что уточнять было нечего - неравенства в быту не было. Вернее, оно было, но неравным был мужчина, а не женщина, женщина к тому времени была уже гораздо "равнее" мужчины. В советском парламенте (Верховном Совете СССР) существовал "Комитет по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства". В названии его сгруппированы все ключевые слова (женщина, семья, материнство, дети), что с предельной ясностью выражает ассоциацию семьи с женщиной. Нет здесь только слов "отец" и "мужчина". Семья, как видно, нуждалась не просто в поддержке, но в такой фортификационной операции как охрана. От кого её нужно было охранять? Наверное, от тех, чьё имя было изгнано из парламента как совершенно недостойное и не относящееся к семье. Вместе с государством советская женщина держала круговую оборону от многочисленных видимых и невидимых врагов.
Ассоциация семьи с женщиной зашла так далеко, что регистрацию браков в ЗАГСах стали проводить исключительно женщины. Государство понимало психологическую важность, символичность церемонии бракосочетания для расстановки сил в дальнейшей семейной жизни и полностью устранило из ЗАГСов мужчин, как бы говоря: вам тут делать нечего. Но ещё на заре сов. власти, как мы помним по роману "12 стульев", в ЗАГСе работали мужчины. (Кроме того, в ЗАГСах чиновницами принимаются важные для семейной и личной жизни решения в рамках семейного законодательства.)
Дискриминация мужчин и привилегии женщинам
Важным признаком матриархата является дискриминация мужчин. Дискриминация по определению означает факт господства одной стороны и подавления, ущемления прав другой. Дискриминация определяется простым выявлением неравного положения одной из сторон, выявлением существования льгот, привилегий, особого положения другой стороны.
Из-за ограниченных размеров статьи дискриминацию мужчин в СССР отдельно рассматривать не будем (факты дискриминации постоянно затрагиваются на всём протяжении статьи, и при желании читатель может сгруппировать их в отдельный раздел самостоятельно). Уже указано, что элементы дискриминации видны в статье 122 Конституции. Дискриминация, в частности, проявлялась на производстве. Кодексом законов о труде было запрещено использовать труд женщин на тех работах, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на организм женщины, но то же не было запрещено для мужчин; существовали разные нормы в условиях и оплате труда, для женщин устанавливались привилегии, объясняемые заботой о её здоровье и материнстве, беременности и последующем выращивании ребёнка. Приведём один пример запрета на женский труд в ночную смену. В то время как мужчины возвращались после ночной смены в состоянии полного одурения от каторжного ночного труда, женщины только пробуждались от сладкого сна. Женщина занимала господствующее положение при решении тех или иных вопросов и конфликтов не только в семье, но и на производстве. Женщина легко могла отказаться от просьб начальника остаться сверхурочно, а чтоб выйти на работу в выходные и речи быть не могло (она - мать, женщина, её ждёт дома семья и дети), мужчина в аналогичных случаях обязан был безропотно согласиться, или его ждали кары и немилость начальства. В таких ситуациях действовали также концепции "слабого" и "сильного" пола. Полный список привилегий женщин в трудовой сфере вынесен из-за его огромного объёма на отдельную страницу.
Примерами неравного положения мужчин могут быть такие явления, довольно распространённые в СССР, как насильственное помещение мужа в ЛТП по заявлению жены, установление опеки и контроля за зарплатой и пенсией мужа, ограничение дееспособности мужа по заявлению жены, считающей, что тот злоупотребляет спирт.напитками (статья 16 Гражданского кодекса РСФСР).5
Кратко положение полов в СССР можно обрисовать фразой:
отбойный молоток и обязанности - мужчинам, цветы и привилегии - женщинам.
Но как в таком случае оправдать всё это неравноправие, представив его равноправием? Только с помощью вздохов о тяжкой участи женщин, которым что-то недодают, куда-то не пускают, в чём-то ущемляют... И этими вздохами женские организации наполнили эфир, интернет, информационное пространство в целом. Эта нездоровая атмосфера поддерживается десятки лет. После такой промывки мозгов могут ли представители обоих полов воспринимать реальность адекватно?
Почему мужчины подчинялись?
Отношения между полами при матриархате или патриархате - это отношения господства и подчинения. Определение строя - это вопрос определения того, кто кому подчиняется, кто принимает решения. Если в семьях матриархат, то мужчины подчиняются женщинам? Да. Как такое может быть, если мужчина сильнее? - такой вопрос занимает мужчин и женщин. - Что заставляет его подчиняться, почему он не может настоять на своём?
В других статьях сайта даны ответы на такие вопросы, но для тех, кто не имеет времени читать всё, поясним с помощью самых очевидных примеров.
• Мужчина сильнее? - А на то предусмотрена милиция и админ. ответственность за дебоширство и хулиганство (сейчас это называется "домашнее насилие"). В случае если конфликт интересов между мужем и женой становился слишком бурным, женщина обращалась в милицию. Впрочем, и угрозы такого действия было достаточно.
• Мужчина - хозяин в семье? - А попробуйте настоять на своём даже в мелочах, если на каждое возражение следуют истеричные угрозы развода. Развод же советскими законами был оборудован таким образом, что в результате его мужчина лишался всего - половины имущества, квартиры, детей. На всю оставшуюся жизнь он становился крепостным, платящим дань бывшей жене - алименты. Фактически развода не существовало, он лишь декларировался, если понимать под разводом действительное прекращение связей между супругами-врагами и полное освобождение для попытки начать жизнь заново. Развод был более выгоден жене, чем мужу, и поэтому угроза развода и превращения в разорённого бомжа была действенной. Уже одна она не позволяла мужу командовать в семье, командовала жена.
В советских семьях царил изощрённый моральный террор, манипуляции, на которые женщины стали большими мастерицами, мужчина был превращён в слугу. Часто можно было наблюдать картину, когда муж у жены был явно ниже её по статусу, образовательному и материальному уровню. Например, жена интеллигентка и муж низко-квалифицированный рабочий, а то и опустившийся алкоголик. Эти странные картины можно легко объяснить желанием иметь при себе покорного слугу, который бы не создавал проблем и знал своё место.
Условия в семье, нервная обстановка вносили вклад в тот рост мужской смертности, который происходил в СССР с середины 1960 годов. При этом женская смертность в целом оставалась неизменной. Избежать серьёзных проблем, связанных с матриархатом, мужчина мог только не вступая в брак и не связываясь с женщиной. Многие мужчины это понимали - с 1960 по 1997 гг. коэффициент брачности населения России уменьшился в 2 раза. Действительно, если матриархат - это семейный строй, то избежать его последствий можно, не вступая в брак и не создавая матриархальную семью. Живя самостоятельно, можно было избежать тех тягостных последствий, которыми оборачивался брак. Отношения же на работе, на улице и т.п. регулируются уже совсем другими законами - социальными, а не семейными. Они тоже были несколько тенденциозными, но это была уже меньшая проблема. Ведь есть разница - попасть в самое жерло вулкана, или остаться от него на расстоянии.
Изнасилования
В делах об изнасилованиях позиция мужчины в суде была неравноправной - суд был склонен доверять обвинениям со стороны женщины, и не верил отрицанию своей вины мужчиной. (В делах об изнасилованиях часто невозможно точно, без сомнения удостовериться, что половой акт, если он имел место, был совершён насильно, а не по согласию; ведь обычно половые акты совершаются не публично, а в уединённом месте без свидетелей.) Такая позиция мужчины в суде указывает на его ущербное по сравнению с женщиной положение. Иногда доходило до анекдотических случаев: вошедшая во вкус девица, успешно отправив на зону одного парня, приходила в отделение милиции со следующим заявлением на очередную жертву. Тут уж запомнившим её сотрудникам правоохранительных органов приходилось ей возражать: что ж вы так, всё время вас насилуют...
Тема изнасилований затронута здесь потому, что характерна для матриархата, она предоставляет благодатную почву для оговоров, шантажа, вымогательства со стороны отдельных беспринципных женщин. В условиях матриархата и определённой практики разрешения споров об изнасиловании в судах угроза подать заявление давала возможность манипулировать мужчинами.
Статья "изнасилование" - статья, направленная исключительно против мужчин ("Субъект изнасилования специальный. Им может быть только лицо мужского пола, достигшее к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста."). Введена в УК через несколько лет после окончания войны 1941-45 гг. В УК республик СССР обратный случай, когда женщина насилует мужчину или мальчика, или сексуально домогается, не предусматривался, а потому такие действия наказанию не подлежали. Сама мысль, что женщина способна на такие грязные поступки была святотатством - ведь уже в 1950е годы сложился развитый культ Матери. Подробнее о проблеме изнасилований - в отдельной статье.
Как понимали равенство полов и разницу между полами
Женский пол занимал привилегированное положение в отношении службы в армии - женщины не служили срочную службу, а мужчины по достижении 18-летнего возраста были обязаны это делать (2 или 3 года в зависимости от рода войск). И это несмотря на статью 132 Конституции СССР, которая гласила: "Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооружённых Сил СССР представляет почётную обязанность граждан СССР". До сих пор активистки женского движения странным образом забывают о нереализованном праве (и обязанности!) женщин служить в армии наравне с мужчинами на срочной службе (срочная служба означает принудительный призыв и службу солдатом).
С определённого момента в СССР равноправие женщин стало пониматься как освобождение от тяжёлых обязанностей, возложение их на мужчин. В примерах, приведенных выше, мы наблюдаем проявление матриархата во внесемейных сферах жизни общества, так как привилегия освобождения от тяжёлых обязанностей - сама по себе благо, доступное только господствующим группам общества.
Если в 1930е годы делались попытки сравнять женщин с мужчинами в выполнении тяжёлых работ (обучали работе на тракторе, бульдозере) с тем, чтобы женщины реальными делами доказали своё равенство с мужчинами, то теперь эти попытки оставили. Изменилось представление о роли женщины. Отныне она была прекрасным, слабым полом, тяжёлые условия не должны были её касаться, так как исказили бы её женственность. Она была матерью, хранительницей очага и нравственности. Если женщина выполняла тяжёлые работы, то это служило или примером её самоотверженности (однако, эти тяжести призывали поскорее облегчить, например, автоматизировать труд доярок), или служило демонстративным примером равенства женщин с мужчинами в способностях (единичный полёт женщины-космонавтки). Одновременно прилагались усилия к нахождению особых достоинств женщин, ставивших их выше мужчин. Было признано, что женщины более внимательные, аккуратные, выносливые, обладают лучшим эстетическим чувством. Соответственно этому для женщин старались создать лучшие условия - вплоть до того, что женские отделения в городских банях были красивее и лучше оборудованы, чем соседние мужские (мужчинам, сильным, но грубым и беспорядочным существам, сойдёт и так). Мужчины всё более оттеснялись на тяжёлый, вредный и грязный труд (индустрия, транспорт), женщины всё больше утверждались в более лёгких и приятных сферах (конторы, магазины, персонал курортов и т.д.) Существовало убеждение, что мужчины - сильный пол, а потому его можно сильнее нагружать, а женщины - слабый, и ему нужно помогать. Это было ни с чем не сообразно, так как существует достаточно слабых и больных мужчин и достаточно сильных и здоровых женщин. Несообразно ни с чем, кроме логики и интересов матриархата - а это, конечно, стоит любой другой логики.
Женщины занимали большинство мест, связанных с распределением произведённого мужчинами в тяжёлых условиях советского производства и социалистической эксплуатации. Распределение, отпуск и развес жизненных благ, товаров народного потребления, продуктов питания в условиях дефицита всего - знак доверия и благоволения к женщинам как к полу со стороны социалистической элиты (номенклатуры). Очень напоминает советские лагеря по рассказам Шаламова: и те и другие заключённые, но одни работают на хлеборезке, другие - на лесоповале. Зав. складом, продавщица, товаровед, сотрудница профкома, распределяющая путёвки - как много в этом звуке для сердца советского слилось! Как престижно было иметь таких знакомых, иметь блат, возможность достать, как важно для нормальной жизни! Мужчины здесь встречались как исключение, увидеть мужчину за прилавком продуктового магазина невозможно до сих пор. И наоборот, женщины у станка на машиностроительном предприятии были не типичным явлением, хотя в условиях дефицита раб. силы туда брали всех, и некоторые женщины также честно трудились на заводах, наряду с мужчинами. Вопрос лишь в процентном соотношении полов в сфере торговли и распределения - и в сфере материального производства, только и всего. Стоя по разные стороны прилавка магазина, покупатель и продавщица (вся торговля была государственной, ничего частного в стране не было) исполняли разные роли - один был униженным просителем, другая - хозяйкой, которую уже давно распёрло от гордости, и которая может показать товар, а может и не показать, может нахамить, а может и не нахамить - по желанию. Такие отношения также способствовали воспитанию в советских мужчинах чувства уважения к женщине. Видя её в роли начальницы даже в сфере распределения, несомненно важной (ведь это конечный пункт всей работы страны, ради этих продуктов всё и вертится), мужчина должен был по меньшей мере осознать кто есть кто. Это только в случае получения того обязательного ассортимента, который должен был выдаваться в магазинах за деньги всем. Если же вопрос касался дефицита, то тут развивались такие гибкие и сложные фибры души, описать которые под силу лишь большому сатирику. (О том, как проходил отбор на работу в торговлю по половому признаку, поведал писатель В.Чекунов в рассказе "УПК", отрывок из него здесь >)
В советских медицинских книжках и популярных статьях на тему полового воспитания объяснялось: женщина - существо чистое, разборчивое в своих половых чувствах, в то время как мужчина по своим свойствам во время полового желания не разбирает, с какой партнёршей вступает в связь. На официальном языке это называлось: неразборчивость в половых связях. Такие статьи в советских газетах и журналах были явным примером дискриминации мужчин как пола, диффамации и пренебрежения к ним как к ущербным, грязными, неполноценным в сравнении с женщинами существам.
На фоне положения женщин в СССР обращает на себя внимание полное отсутствие каких-либо шагов в направлении улучшения положения мужчин как пола. В советское время мужчинам не было места даже в официальной риторике. Само слово "мужчина" старались употреблять меньше. Немыслимо было услышать словосочетание "охрана отцовства". Вместо слова Отечество для обозначения страны стало употребляться слово Родина. Уделом мужчин был "героизм" на фронте, на производстве (так называлась самая нещадная эксплуатация). С 1960 по 1997 гг. коэффициент брачности населения России уменьшился в 2 раза. Очевидно, условия, ожидавшие людей в семье, не всех устраивали, и некоторых даже отвращали. В период с 1961 по 1981 год разница продолжительности жизни полов в пользу женщин увеличилась с 9 до 12 лет. Если к этому прибавить огромное число абортов - не слишком ли много "достижений" получено за время матриархата? В экономике и общественной жизни этот период назван эпохой "застоя"... Женщины жили в другом мире, более лёгком и привилегированном, что и сказалось на их значительно большей продолжительности жизни. Женщины уходили на пенсию на 5 лет раньше мужчин, и отдыхали по статистике примерно столько же, сколько был их трудовой стаж - 20 лет. Мужчины должны были трудиться до пенсии 25 лет, выходили на пенсию в 60 лет и отдыхали в среднем 3 года.
Культ матери
При матриархате существует культ матери, так же как при патриархате - культ отца. В СССР был культ матери. Мать-женщина постоянно восхвалялась в гос.пропаганде. Например, в книге "Здоровье женщины": "Человек появился на свет. Первое лицо, которое склонилось над ним, - лицо матери. Первое слово, которое он произносит, - слово "мама". Это слово он произносит и в час опасности, и в последнюю минуту жизни."
Сравнительно с библией ("В начале было слово, и слово было бог") в библии о боге сказано скромнее - бог был только в начале всего, а в советском культе матери она (и слово "мать") была и в начале, и в конце всего. Мужчины и женщины полностью восприняли культ, по крайней мере в центральной, европейской части СССР. Другое, более трезвое отношение к женщине, характерное для небелых и неславянских народов, воспринималось как цинизм и осквернение самого святого, что есть в жизни. Говорят, что в СССР не было места религии... Но в СССР были свои символы веры, как и в христианстве: там - Христос и Дева Мария, тут - Коммунизм и Матерь-женщина.
В солдатских стихах из "дембельских альбомов" упоминаний об отце практически нет, но воспоминания о доме, семье, ассоциация с самым надёжным и святым в жизни связана с матерью. Изверившийся во всём молодой человек в казарме высказывает свои мысли о жизни и её ценностях в таких словах:
Что есть святое у солдата? Конечно мать и только мать!
И вот, когда я стал солдатом, Я до конца сумел понять, Как дорого оно и свято, Одно простое слово — мать.
Любви достойна только мать — Она одна умеет ждать.
Пиши, солдат, домой почаще. Пиши, когда не хочется писать — Ведь дома ждет тебя с надеждой Твоя заботливая мать.
Слово "отец" встречается разве что в следующем контексте:
Замполит как мать родная, старшина отец родной — нихрена родня такая лучше буду сиротой.
Но даже в этих иронических строчках отец оказывается на втором месте после матери.
Характерен следующий эпизод из сцены суда над солдатами в повести Сергея Каледина "Стройбат", написанной в брежневскую эпоху, и аргументация адвокатессы:
"... прокурор засел за левый стол, пару раз привстал и наконец утвердился обстоятельно. Маленькая лёгонькая адвокатесса порхнула за правый стол... Пока главный судья говорил своё, адвокатесса достала из сумочки косметичку, зеркальце опёрла о сумочку, стала подводить губы... Хрупенькая адвокатесса проверещала, что подсудимые молоды, а матери их ждут, она просит суд о снисхождении... Садясь на место, она взглянула на часы и нетерпеливо забарабанила пальчиком по столу."
Как видим, вся защита адвоката сводилась к просьбе о снисхождении на основании того, что матери ждут. Отцов никто не вспоминал. И это не преувеличение, это всего лишь художественное отражение реальности.
С культом матери можно связать появление гигантских статуй женщин в священных местах - мемориалах, посвящённых победе над Западом и фашизмом - там, где ещё совсем недавно центральное место занимала мужская статуя. Скульптуры женщины с мечом (Родины-матери) появились в мемориалах в СССР в 1960-70е годы, ранее в мемориалах центральное место занимала мужская скульптура. И это было оправдано хотя бы потому, что на войне сражались и добывали победу мужчины, не женщины. Пример мемориала с центральной мужской фигурой - памятник-ансамбль "Воину-освободителю" в Трептов-парке в Берлине (1949). Пример мемориала с центральной женской фигурой - "Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане" (1961-1967). Центральной фигурой его является уже не солдат, а Мать-Родина - огромная 52-метровая скульптура с мечом, являющаяся смысловым центром композиции. Ещё один, столь же грандиозный мемориал, был открыт в 1981 году в Киеве: "Мемориальный комплекс "Украинский государственный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг."" Центральное место там также занимает женская статуя с мечом, выполненная из блестящего металла, ещё более высокая - 62 метров высоты. Установленная на берегу Днепра, она возвышается и над городом, и над тёмными, скорченными в мучительных позах скульптурами и рельефами мужчин-солдат у её подножия. Авторами всех трёх скульптурных ансамблей являются одни и те же люди: скульптор Е. Вучетич, архитектор Я. Белопольский (Белопольский - кроме последнего проекта). Авторы одни, а какая разница в замысле! Нужно учитывать, что такие проекты утверждаются и согласовываются с руководством страны, никакого художественного произвола в них быть не могло. В общественном сознании произошла замена главенствующей фигуры с мужской на женскую. Мужчина-герой, этот талантливый скромный труженик и заботливый отец, оттесняется куда-то на задний план, на служебную роль. На переднем плане - женщина, как олицетворение всего: материнства, победы, мира, воинственности, защиты, незыблемости основ, страны. Наверное, коммунистическая партия решила просто удалить мужчину-народ с центрального места и поместить на него себя в героическом виде полуголой амазонки. Ассоциация партии с женщиной имеет смысл, так как она направляла и заставляла народ продуктивно трудиться на общее благо, благо большой семьи советских народов (это, кстати, официальное сравнение той поры), оставаясь в более лучшем положении, не особенно потея и надрываясь, так же, как направляла женщина мужчину на уровне обыденной жизни в семье.
В 1965 году женский день 8 марта впервые был объявлен нерабочим. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. давал следующее обоснование: "В ознаменование выдающихся заслуг советских женщин в коммунистическом строительстве, в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на фронте и в тылу, а также отмечая большой вклад женщин в укрепление дружбы между народами и борьбу за мир". Дата выхода указа - 8 мая, накануне дня Победы. Объявлять мужской день выходным никогда не считали нужным. По-видимому, заслуги мужчин были не так велики, как женские?
Прошло всего 20 лет, и победа в войне уже приписана женщинам, вопреки всем известным фактам. Это ли не проявление культа? Только люди с религиозным мышлением могут так бредить наяву, быть подверженными таким галлюцинациям. По-видимому, КПСС на почве феминизма впала в коллективный транс, экстаз.
И это не единственный пример культа, существовавшего в обществе. Гораздо более важным был культ вождя - Сталина, Ленина, вообще, генсека, правящего в данный момент. В этой связи полезно ознакомиться с докладом Н.С.Хрущова на XX съезде КПСС "О культе личности и его последствиях". Развенчивая культ предыдущего вождя, Хрущёв создавал свой и одновременно внушал веру в скорое пришествие земного рая - коммунизма. Согласно программе КПСС, принятой при Хрущёве в 1961 г., коммунизм ожидался к 1980 году. Он рисовался такими красками: «бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе со всесторонним развитием людей вырастут и производственные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям».
В проблеме абортов мы уже видели глубокое противоречие между матерью и ребёнком. Картина рождаемости в СССР также не указывала на какие-либо проявления особенно глубокой любви женщины к детям - женщины рожали мало детей, чаще всего в городской семье были один или два ребёнка. Если бы женщины любили детей так, как о том твердила советская пропаганда, они бы рожали как можно больше, с десяток, детей и не делали аборты. Несмотря на то, что женщин призывали рожать больше, что женщинам было известно мнение советских педагогов о значительных трудностях, которые будут сопровождать семью с одним ребёнком, о проблемах человека, который был единственным ребёнком в семье, которые будут сказываться на протяжении его жизни, женщины в своём эгоизме зачастую ограничивались минимумом (1 ребёнок), дающим им почётное звание матери. Вероятно, они любили детей. Но не больше, чем остальные вещи - телевизор, дефицитные югославские сапоги и т.п. По крайней мере, жертвовать своим комфортом ради стирки пелёнок на всё новых и новых детей они не желали. (Как уже было выше показано, планированием семьи в СССР занимались женщины единолично, муж не имел возможности повлиять на жену и заставить её родить против её желания; хотя это, конечно, большое достижение демократии и прав человека). Таким образом, низкое количество детей в советской семье также указывает на противоречие между материнством и детством; число детей матери ограничивали до возможного минимума. Каковы бы ни были причины такого явления (о них спорят), ясно, что в СССР не было объективных оснований для культа Матери, для столь прочной ассоциации в общественном сознании, законодательстве и политике понятий семья, материнство и детство.
Жена с мужем на улице советского города, 1960е годы. У жены в руках - ничего, кроме власти над мужем, но этого достаточно: муж за неё катит коляску.
Демонстрация женщинами в общественных местах подчинённого положения мужчины
В 1960-1980е годы была распространена картина, когда при входе женщины в общественный транспорт, если не было свободного места, мужчина нервно дёргался, вскакивал и уступал место. Если он этого не делал, женщина могла сварливо потребовать уступить ей место, и опозоренный мужчина так или иначе должен был уступить (это звучало так: "Мущщина! Уступитя место!!!" или "Что это за мужик такой?! Видит, что женщина стоит..."). Официальная пропаганда предписывала такое поведение: подросток должен был уступать старшим, мужчина, особенно молодой мужчина, - женщине... Уже в середине 1990х в ответ на громогласные требования женщин уступить место мужчины столь же сварливо посылали на, а сейчас при входе женщин никто не пошевелится, и сами женщины уже не решаются требовать. В салоне автобуса стоит тяжёлое молчание. Похоже, мужчины начали что-то понимать, и женщины начали понимать, что мужчины начали понимать.
В управлении государством
Женщины занимали высшие руководящие посты в советском государстве. Вот некоторые примеры. С 1985 по 1990 г. пост Председателя Президиума Верховного Совета Украинской ССР занимала женщина В.Шевченко. С 1975 года она была заместителем председателя Президиума Верховного Совета УССР. Другой пример - женщина занимала последовательно посты председателя Президиума Верховного Совета Узбекской ССР, а затем - один из высших постов в Верховном Совете СССР. М.Восленский в указанной монографии делится своими впечатлениями от встречи с этой женщиной:
"Весной 1967 года я был в Ташкенте в качестве представителя Советского комитета защиты мира, сопровождая группу видных западногерманских гостей комитета. Нас приняла уже упоминавшаяся в главе 3 член ЦК КПСС Ядгар Насриддинова - Председатель Президиума Верховного Совета Узбекской ССР. Насриддинова - нестарая узбечка в лиловом платье - медленно, низким голосом рассказывала нам о счастливом социалистическом Узбекистане, и выглядела она как мудрая мать республики. Когда немецкие гости распрощались и вышли, Насриддинова переменилась. Она деловито спросила нас, удалась ли ей речь, с видимым удовольствием выслушала комплименты, энергично жестикулируя, сказала, что следует показать немцам в Ташкенте, а чего не следует, и потом с наслаждением произнесла: "Теперь пойду на заседание Президиума - расстреливать и миловать". Тогда я еще думал, что радость ее - всего лишь выражение чувств сатрапки, дорвавшейся до власти над жизнью и смертью людей. Я еще не знал, что за помилование Насриддинова брала взятку 100 000 рублей, так что наслаждение испытывала от получаемого бакшиша.
Что случилось с Насриддиновой? Отдали под суд? Нет, она поднялась еще выше по номенклатурной лестнице: стала Председателем Совета Национальностей, второй палаты Верховного Совета СССР. В следующий раз я встретил ее во время парада 7 ноября на гостевой трибуне Красной площади около Мавзолея."
(Восленский М.С. Номенклатура. - М.: "Советская Россия" совм. с МП "Октябрь", 1991., стр.287)
Даже официально политическая власть в руках женщин была не маленькая. Кроме официальной политической власти, была неофициальная - через мужей. Наиболее известным был случай жены М.Горбачёва Раисы, о которой открыто писали и говорили как о руководительнице своего мужа, президента СССР в переломный момент его существования. Сам М.Горбачёв на прямые вопросы на эту тему выражался уклончиво: я с ней советуюсь. Н.С.Хрущёв был обязан своей карьерой влиятельной женщине, не занимавшей, однако, никакого официального поста. В учебнике истории Филиппова А. В. "Новейшая история России. 1945-2006 гг." говорится: "Сложность положения Хрущева определялась тем, что он был всецело обязан своей политической карьерой Сталину. Этому помог случай - в начале 1930-х гг. он учился в Промышленной академии вместе с женой Сталина Надеждой Аллилуевой и поднялся на высоту государственной власти во многом благодаря ее рекомендациям". Жёны советского руководства, их надзор за мужьями - отдельная большая тема.
Неформальная роль жён руководителей в политике - черта не только СССР. Известно, что четвёртая жена Мао Цзэ-Дуна "опекала его как человека и помогала ему как руководителю; незаметно она взяла в свои руки часть его полномочий". Позже, в период "культурной революции" она открыто вмешивалась в политику, стала главой "банды четырёх". Имя Цзян Цин стало в Китае нарицательным для обозначения жестокой и хитрой женщины. Характер третьей жены Мао Цзэ-Дуна заставляет задуматься о психологии этого руководителя; как-то трудно себе представить нормального, несоциалистического мужчину рядом с такой тётей: "Хэ Цзы-чжэнь - девушка из крестьянской семьи. Она уже 10 лет носит солдатскую форму, дралась на фронте, организовывала отряды женщин-бойцов, ухаживала за больными... В боях она получила 20 шрапнельных ран... в великом походе Красной Армии на северо-запад... она была беременна и родила в пути." Ребёнка она бросила в какой-то крестьянской семье. Все пятеро дочерей от этого брака были отданы на воспитание в крестьянские семьи. (Сведения и цитаты из книги Ф.М.Бурлацкий "Мао Цзэ-Дун", М., 1976, стр.69).
Как номенклатура тасовала свою колоду - не столь важно, примеры занятия женщинами высших постов приведены лишь в качестве дополнительного штриха в общей картине. Занятие или незанятие женщинами высших постов в государстве не является необходимым признаком матриархата. В азиатских странах (Бангладеш, Индия, Пакистан, Турция) женщины-главы государства существуют одновременно с патриархальным обществом. И наоборот, страна с главой-мужчиной может быть матриархальной. Под матриархатом следует понимать общественный строй, при котором главенствующее положение в семье, первичной ячейке общества, занимает женщина. Обычно положение в семье сопровождается также соответствующим положением и в других сферах жизни общества, хотя, в принципе, это не обязательно (и в СССР была распространена ситуация, когда муж был большим начальником на работе, а, приходя домой, становился "мальчиком на побегушках" у жены).
Выводы
Развитое советское общество было обществом развитого матриархата. Установление матриархата как государственного строя является высшей фазой того движения, которое поначалу называется феминизм и эмансипация женщин. Для своих целей феминизм широко использует лозунги "равенства прав", применяемые цинично, лицемерно и догматично. Можно сказать, что технология укрепления матриархата в СССР заключалась в постоянном декларировании необходимости улучшения положения женщин в сравнении с мужским, безотносительно к уже существующему реально (более лучшему, чем мужское) положению женщин в обществе. Также по этой технологии положение женщин в обществе рассматривается не в комплексе, а разбивается на отдельные частности (бытовые проблемы, проблемы избирательного права, охраны труда и т.п). Та же технология действует и в наши дни. С её помощью матриархат надеется достичь ещё больших зияющих высот. И не случайно, что постоянное демонстративное и лицемерное нахождение женского пола в позе пола якобы "униженного и оскорблённого", нуждающегося в защите и улучшении положения - характерная черта матриархата. Другой чертой феминизма, пришедшего к государственной власти, является паническое избегание употребления слов феминизм и матриархат. В СССР этих слов нельзя было услышать. Они вышли из употребления вскоре после прихода феминизма к власти в 1917 году. Прекратились всякие дискуссии на эту тему. Матриархат вскользь упоминался только на уроках истории в отношении первобытнообщинного общества, был отнесён на сотни тысяч лет назад, подальше от греха. Способность матриархата существовать в современном обществе отрицается и поныне. Учёные ищут матриархат где угодно - в Африке, на островах Тихого океана - но только не у себя под носом. Нет согласия у учёных и в отношении признаков и определения матриархата. Некоторые вообще отрицают возможность существования матриархата когда-либо в человеческой истории.
Ведущую роль в укреплении матриархата в СССР играли высокопоставленные мужчины-законодатели, коих в руководстве советского государства было большинство по сравнению с женским представительством.6
Можно утверждать, что в СССР было построено половое общество, по аналогии с царской Россией, которая была обществом сословным. Если раньше положение в обществе, права, возможности и ограничения определялись фактом рождения в том или ином сословии, то теперь то же определяется половой принадлежностью. Это верно и для любого современного общества европейского типа. Даже рождение в прослойке номенклатуры не даёт тех неотъемлемых, фундаментальных и наследственных прав и привилегий, которые даёт рождение в классе женщин.
Примечания
1 Неслучайно государство требовало проводить роды только в медучреждениях, куда муж не допускался (это объяснялось заботой о здоровье женщины; при матриархате вообще всё объясняется заботой о здоровье женщины). Выписка жены из роддома происходила примерно на 5-й день после родов. До выписки муж мог общаться с роженицей со двора больницы, издали громко и отчётливо, чтоб было слышно на большое расстояние, крича в окно и показывая жестами. Женщина, "состоящая в браке с государством" (есть и такое фигуральное выражение) на время родов оставалась наедине со своим государством (в лице представителей государства - медиков) в государственном медучреждении. Все посторонние были исключены. Назад в текст
2 Если женщина в период беременности развелась с действительным отцом и вступила в новый брак, то отцом ребёнка при его рождении будет записан уже новый муж, хотя он к зачатию ребёнка не имел никакого отношения. Цинично? - только с точки зрения мужчин. А с точки зрения матриархального государства и женщин - вполне оправдано.
Сравните с библейским отношением к происхождению: "Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова..." (Евангелие от Матфея). Назад в текст
3 В США, согласно данным бюро переписи населения, в 2000 году отцовских неполных семей было 22% от числа всех неполных семей. Это видно из следующих данных:
7.2% из всех домохозяйств с детьми возрастом до 18 лет, или 7.6 миллиона домохозяйств, были материнскими (без мужа);
2.1% из всех домохозяйств с детьми возрастом до 18 лет, или 2.2 миллиона домохозяйств, были отцовскими (без жены).
В идеальном случае полного равенства прав полов этот показатель должен бы равняться примерно 50%.
В Чехии суды отдают детей матерям при разводе супругов в 90% случаев (данные Радио "Прага"). Назад в текст
4 Такие ситуации известны по жизни; отражаются в анекдотах про тёщу; описаны в некоторых рассказах В.М.Шукшина (см. ссылку на рассказ "Мой зять украл машину дров" на этой странице); на странице "Война полов" есть ещё один пример "матрилокальной" семьи с униженным и бесправным мужем. Назад в текст
5 ЛТП - лечебно-трудовой профилакторий, располагался вблизи индустриальных предприятий. Лечение состояло в том, что "пациент" определялся на работу на предприятие с тяжёлым физическим трудом, где не хватало рабочих рук, например, на машиностроительный завод у станка, а в остальное время обязан был находиться в "профилактории", здании типа обычного заводского общежития, где ему давали лекарства и где за ним наблюдали женщины-сотрудницы этого заведения. Мужчины, содержавшиеся в ЛТП, не были опустившимися бомжами, а были вполне нормальными мужчинами, только сломленными советской жизнью и женами и дошедшими до пьянства.
По сей день тема алкоголизма служит для диффамации мужского пола и объяснения его повышенной смертности. Связывая воедино мужчин, их (якобы) массовый алкоголизм, их раннюю смертность, противники мужчин по сути дела объявляют мужчин неполноценными по сравнению с женщинами, которые (якобы) не склонны к пьянству, и приписывают повышенную смертность мужчин этой их неполноценности. Так фашисты и английские колонизаторы-расисты объявляли отдельные расы неполноценными и на этом основании отказывали им в праве на (полноценное) существование. Не важно, что пьянство существует не только среди мужчин, но и среди женщин (но женщины чаще всего пьют тихо, не афишируя своё пристрастие, а потому о них и не говорят); что само понятие самогоноварения в народном сознании, и в опыте участковых милиционеров, прочно связано с женским полом (употребляется слово "самогонщица", но не услышишь слова "самогонщик"); что кроме алкоголизма существует много иных факторов, влияющих на продолжительность жизни (психологическое давление в семье и обществе, режим труда и отдыха, условия питания и гигиены, медобслуживание и мн.др.); что давно оглашена статистика выпиваемых в год литров спиртного на душу населения в разных странах (и россияне стоят далеко не на первом месте). Наконец, известно, что пьянство - это социальное явление, и истоки его нужно искать в условиях жизни, созданных для определённых групп людей. Но всё это оказывается не важным: ведь сведя проблему разной продолжительности жизни полов в стране к теме мужского алкоголизма, можно ни о чём более не беспокоиться - "отмазка" найдена, мужчины сами виноваты.
По данным НИИ наркологии, в 2006 году в стране было более 2 млн. женщин, страдающих алкоголизмом, что составляет примерно 2% от общей численности женщин в России (их около 77 млн.), и более 8 млн. мужчин, страдающих алкоголизмом, что составляет примерно 12% от общей численности мужчин в России. Пьянство среди мужчин распространено в 4 раза больше, чем среди женщин, и это говорит только о тяжёлых условиях существования, в которые поставлен мужской пол в этой стране, но никак не о любви мужчин к пьянству. Мужчины осознают, что пьянство - это зло, и стараются от него избавиться, что доказывает широкое распространение кабинетов антиалкогольного кодирования. Туда обращается множество мужчин, они платят большие деньги за сеансы кодирования, услуги таких врачей-наркологов предоставляются только на коммерческой основе.
Назад в текст
6 Государство Израиль а также иные еврейские общины, основанные на ортодоксальном Иудаизме и законе Галаха (Halakha), могут служить ещё одним примером матриархальных современных обществ. В них открыто признана матрилинейность, и её не нужно доказывать и анализировать. В законе возвращения в Израиль (Law of Return) дано определение кто считается евреем:
4B. For the purposes of this Law, "Jew" means a person who was born of a Jewish mother or has become converted to Judaism and who is not a member of another religion. [4б. Для целей этого закона, "еврей" означает лицо, рождённое от еврейской матери или обращённое в иудаизм, и не состоящее членом иной религии.]
Подробнее - в любой из статей, озаглавленных Who is a Jew. В статье по указанной ссылке встречалась следующая информация (статьи в этом источнике постоянно изменяются, поэтому приводим сведения в своём переводе из ранней редакции):
Закон возвращения (репатриации в Израиль), действующий в современном Израиле, различает две категории иммигрантов: 1. Еврей. 2. Нееврей. ... Идентификационная карточка гражданина Израиля имеет графу "национальность"; все, въехавшие в Израиль по параграфу 4А, не отмечаются в ней как евреи, в графе оставляется пустое место.
Параграф 4а доверяет неевреям (т.е. не удовлетворяющим определению параграфа 4б закона возвращения) права еврея и олег (oleh) при эмиграции в Израиль, в случае если они являются членами семьи еврея (это супруга-нееврейка, дети от супруги-нееврейки и другие).